Термины программатик-технологий

Рекламный инвентарь

Инвентарь, трафик, показы — это тот объем просмотров страниц какого-либо веб-сайта, который формируется при открытии сайта и его страниц пользователями в интернете. Инвентарь может монетизироваться полностью или частично, т.е. владелец сайта определяет, сколько рекламных материалов и в каком формате он хочет показывать своим пользователям, которые заходят на сайт. При открытии страницы сайта пользователь видит на нём рекламные сообщения (например, в виде баннеров, видео-роликов или промо-статей) — суммарно все эти просмотры всеми пользователями формируют инвентарь сайта за какой-либо период.

Supply Side Platform (SSP)

Это платформа, которая управляет процессом сдачи имеющегося рекламного инвентаря по технологии программатик и openRTB-протоколу. Множество сайтов, паблишеров (издателей), приложений, наружной рекламы и других источников инвентаря могут быть объединены с с помощью SSP-решения в единую рекламную сеть (Ad Network), которая предоставляет доступ по определенной минимальной цене к этому инвентарю всем подключенным к ней DSP.

Demand Side Platform (DSP)

Это платформа, которая управляет процессом покупки инвентаря по технологии программатик и openRTB-протоколу. Одна платформа может быть подключена к множеству различных SSP, чтобы выкупать в них наиболее релевантный для себя трафик (пользователей). В этой платформе заводятся рекламные кампании, настраиваются таргетинги, с этой платформой интегрируются другие системы рекламодателей, чтобы сделать процесс выкупа инвентаря наиболее эффективным.

Data Management Platform (DMP)

Это платформа, которая хранит и обогащает данные о пользователях. Такие платформы позволяют отбирать, строить и анализировать различные аудиторные сегменты, чтобы лучше настраивать таргетинги и т.п. Такой тип решений может быть подключён к платформам DSP, чтобы те могли более эффективно выкупать инвентарь, используя все имеющиеся данные о пользователях.

Рекламное объявление

Рекламное объявление в любом формате (аудио, видео, баннер, статья и т.п.) — это некий материал, который показывается пользователю с целью прорекламировать ему какой-то товар или услугу.

Аукцион в режиме реального времени

Аукцион, который проводит SSP с целью определить рекламодателя, готового заплатить за показ рекламы данному пользователю наибольшую цену и, соответственно, выкупить этот показ. SSP проводит такой аукцион в режиме реального времени в тот момент, когда пользователь открывает сайт, на котором размещено рекламное объявление. На этапе загрузки контента этого сайта за десятки миллисекунд проходит аукцион на выбор рекламного объявления, которое будет показано пользователю на открытой им странице.

Протокол openRTB

OpenRTB (Real Time Bidding) протокол — это стандарт, по которому происходит обмен информацией между основными платформами при программатическом выкупе инвентаря (между DSP, SSP, DMP). Этот протокол разработан, чтобы стандартизировать форматы обмена сообщениями между этими компонентами и обеспечить требуемую скорость обмена для проведения аукциона в режиме реального времени.

Ad Network

Рекламная сеть (Ad Network) — это множество сайтов, приложений или иных ресурсов, которые в совокупности формируют SSP с целью дальнейшей продажи своего инвентаря по технологии программатик платформам DSP, выкупающим этот инвентарь в интересах рекламодателей.

Таргетинги

Набор самых различных параметров, которые можно использовать для отбора интересующей рекламодателя аудитории. В любой рекламной кампании определяется каким людям (пользователям) должны показываться рекламные материалы. Бывают как стандартные таргетинги (например: пол, возраст, гео), так и специфические (тематические) таргетинги, которые могут применяться для более точного отбора пользователей по какой-то конкретной тематике. Например: как часто люди путешествуют (для сегмента «тревел») или какой тип еды предпочитают (мясо или вегентарианцы) и так далее.

Аудиторные сегменты

Это наборы пользователей, объединённые в одну группу по каким-либо признакам. Аудиторные сегменты формируются для последующего таргетинга рекламных объявлений на группы людей, объединенных по тому или иному признаку.

SaaS-модель

Software-as-a-Service (SaaS) — это модель распространения услуг, при которой с пользователя взимается плата за подписку на конкретный тип услуг.

PaaS-модель

Platform-as-a-Service (PaaS) — это модель распространения услуг, при которой плата взимается не за конкретную услугу, а за пользование некоторой платформы, которая позволяет оказывать услуги определённого типа.

First-party data

Это любые данные о пользователях, собранные сервисом непосредственно со своих клиентов. То есть сервис (компания) при предоставлении услуг клиентам может собирать данные о них (с их согласия), хранить их и в дальнейшем использовать. Правила сбора, хранения и использования определяются пользовательским соглашением (Privacy Policy). В тот момент, когда сервис (компания) собирает данные со своих непосредственных клиентов (обычно эти данные нужны для оказания услуги или продажи товара своим клиентам), она становится владельцем First-party data. Если эти данные (например, в обезличенном виде) передаются третьей стороне (например, в стороннюю DMP для формирования аудиторных сегментов), то для третьей стороны эти данные становятся Third-party data.